«Метод проектов - продуктивный метод
здоровьесбережения»
«Забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От
жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Приоритетной задачей школы становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них нравственной ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье важнейшее условие при решении этой задачи.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса и методы работы учителя на уроке составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Одним из основных принципов, лежащих в основе здоровьесберегающих образовательных технологий, является активизация творческих возможностей учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное
время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика
современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня
и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом
и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и
адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.
Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него
требованиями учебного процесса.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии (ЗОТ) –
совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов,
технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от
неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и
способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач
школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой
образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных
технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для
саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:
- создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:
- отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
- нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
- давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
- осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Информационные технологии могут
помочь в решении проблем здоровьесбережения. Если научить ребенка еще в школе
грамотно использовать информационные коммуникационные технологии, т.е. повысить
уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умение
работы с информацией), то это обеспечит ему возможность с меньшими силами более
увлеченно и и осознанно получать знания.
В основе формирования и развития творческого потенциала
своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках:
мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих
проектов.
Метод проектов -
это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на
самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под
контролем учителя новых "продуктов". В
решении задачи по использованию
здоровьесберегающих технологий на уроках
информатики я предлагаю ученикам
выполнять тематические проекты.
Здоровьесберегающие технологии
находят отражение и в проектной деятельности учащихся. На уроках информатики
учащиеся создают проекты по здоровьесбережению на темы:
- «Вредные привычки»;
- «Режим дня»;
- «Экстремальные виды спорта»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»;
"Влияние компьютера на здоровье человека";
"Расчет калорий с
использованием электронных таблиц";
"Физкультминутка";
"Вредные привычки";
«Жизнь без сигарет»;
и др.
.В процессе проектной
деятельности у школьников развиваются следующие способности:
- коммуникативные;
- личностные;
- социальные;
- литературно-лингвистические;
- математические;
- художественно-соматические;
- манипулятивные;
- технологические.
Таким
образом, метод проектов можно рассматривать и как технологию, способствующую
решить одну из важнейших задач, стоящую перед школой, - забота о здоровье
и формирование здорового образа жизни.
Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и
выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему
актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.
При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.