Общая характеристика работы:
Творческая
работа посвящена качественному исследованию обучения арифметики десятичных
дробей на уроках математики в 5-х классах: сложение и вычитание десятичных
дробей; умножение и деление десятичных дробей.
В
работе рассмотрены основные технологии, методики и приемы по изучению темы и предложена
метамодель темы «Арифметика десятичных дробей». В контексте данной работы
акцентируется внимание на внедрение доступных методов в обучении учащихся по
теме, на дидактические разработки по теме «Действия над десятичными дробями».
Проведена мониторинговая работа по изучению данной темы.
Актуальность темы:
В настоящее время в обществе сложилось новое
понимание основной цели образования. Необходимо формирование у ученика
способности к саморазвитию, к формированию личностных качеств: ума, воли,
чувств и эмоций, творческих способностей. Познавательных мотивов деятельности.
Необходимо
создать такой принцип психологической комфортности, который предполагает снятие
по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в
классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой
они чувствуют себя «как дома». Необходимо создать принцип творчества
(креативности), который предполагает ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта деятельности.
Изучая
тему «Действия над десятичными дробями», ученикам 5-го класса тяжело освоить
такой объемный материал. Беря во внимание и учитывая физиологические и
психологические особенности данного возраста детей, я стараюсь излагать
теоретический материал более доступными способами, применяя на уроке игровые
технологии.
Игровые
моменты на уроке это не только забава,
весёлое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа,
вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игровые
моменты урока требуют максимум энергии, ума, самостоятельности.
Готовясь
к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих
учеников: постичь математические законы или, постигая математику, обогащать и
постигать себя, своё место в этом огромном мире?
Знания
усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей
жизни, побудили ли к творческому, активному их применению.
Поэтому
с первых дней работы в школе передо мной встала проблема: как научить детей
использовать полученные знания в дальнейшей жизни, как соединить
фундаментальное знание с прикладными умениями и навыками.
Ещё Аристотель
заметил, что "…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать
знание на деле…”
Со
временем проблема не потеряла своей актуальности, более того, сейчас, в
условиях модернизации образования одним из направлений модернизации является
переход от знаньевой к компетентностной модели образования. Несмотря на общее
признание значимости этой проблемы в науке и практике отсутствуют достаточно
ясные представления о путях реализации такого подхода в практике преподавания
различных образовательных областей. В настоящее время педагогическая практика
испытывает определённые затруднения: образование является предметным,
монофункциональным; у учащихся не развито рефлексивное мышление, адекватность
самоанализа и самооценки; учащиеся не умеют применять полученные знания в
жизненных ситуациях, так как у них отсутствует опыт творческой деятельности.
Поэтому,
работая над темой "Качественное обучение арифметике десятичных дробей в 5-х
классах”, я поставила перед собой задачи:
· скоррелировать
учебный материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся;
· сформировать
у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Неструктурированная проблемная ситуация: Необходимость
сформировать у учащихся компетенцию производить вычисления над десятичными
дробями.
Цель работы:
¨ проведение
качественного исследования по обучению учащихся действиям над десятичными
дробями; получение и построение
конкретных мониторинговых
результатов по теме.
Задачи:
¨ Анализ
исследований, наработок в контексте темы: «Качественное обучение арифметике
десятичных дробей в 5 классе». В частности, исследование разработок
дидактического материала для применения на уроке игровых моментов и рисунков, а также
инновационных обучающих программ с применением компьютерных технологий;
исследование уровня познавательной
активности учащихся при обучении математике.
¨ Отбор
метамоделей, технологий, методов и приемов, направленных на достижение цели.
¨ Апробация
и внедрение отобранных метамоделей, технологий, методов и приемов на достижение
цели.
Объект:
Десятичные дроби.
Предмет: исследование
по обучению учащимися арифметики десятичных дробей: сложение и вычитание, умножение
и деление десятичных дробей.
Практическая значимость: заключается
в возможности использования материалов данной работы для применения на уроках
математики.
Этапы исследования:
Водный
этап
1. Теоретико – поисковый, аналитический.
2. Внедренческий.
3. Контрольный (обобщение и коррекция).
4.
Итоговый.
|