Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"
Цель урока:
- Познакомить учащихся с видами компьютерных вирусов, способами их распространения, профилактикой и методами борьбы с ними, дать понятие «защита информации», «вирус», научиться выполнять проверку на наличие вирусов с помощью программы Антивирус Касперского.
- Развивать мыслительные операции, теоретическое, критическое, творческое мышление.
· Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных практических работ.
Задачи:
· закрепить имеющиеся знания по теме «Устройство компьютера»;
· изучить основные типы вирусов и пути их распространения, основные типы антивирусных систем и их особенности;
· способствовать развитию навыка работы с ПК, логического мышления, коммуникативных навыков;
· воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.
Тип урока: комбинированный.
Требования к знаниям:
Учащиеся должны знать:
· определение термина «компьютерный вирус»;
· классификацию компьютерных вирусов;
· типы антивирусных программ.
Учащиеся должны уметь:
· обнаруживать и удалять вирусы с различных носителей.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, карточки с заданием на закрепление, «зараженный» файл, антивирусная система, практическое задание (программа).
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Проверка ЗУН (7 мин).
3. Информационная минутка (6 мин).
4. Изучение новой темы (20 мин)
■ Понятие компьютерного вируса и троянской программы. Признаки заражения компьютера.
■ Пути проникновения вируса в компьютер.
■ Типы компьютерных вирусов.
■ Методы защиты от компьютерных вирусов.
■ Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.
4. Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» (5 мин)
5. Подведение итогов рефлексия (3 мин)
6. Домашнее задание (2 мин).
- Сообщение темы и цели урока (отгадывание кроссворда). (2 мин)
Учитель поясняет про раздаточный материал, приготовленный к уроку.
(слайд 1-3)
- Один или несколько файлов объединенные и сжатые для уменьшения информационного объема.
- Устройство вывода информации, предназначенное для вывода на бумагу текстовой, числовой и графической информации.
- Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных.
- Устройство ввода символьной информации.
- Устройство ввода графической информации в оперативную память компьютера.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о вирусах, но не о биологических вирусах, а о компьютерных вирусах и методах борьбы с ними. Тема нашего урока «Компьютерные вирусы. Антивирусные программы». (слайд 4-5)
2. Проверка ЗУН. (7 мин)
• Начнем с того, что выясним, что мы знаем о периферийных устройствах компьютера - об устройствах ввода и вывода информации (ученик выходит к доске и выполняет задание с помощью стилуса на интерактивной доске в сервисе http://learningapps.org/display?v=p5f43idkj в режиме on-line) и о защите информации (учитель нажимает гиперссылку в презентации).
• На экране появляется сообщение: «Компьютер заражен вирусом, до уничтожения информации на диске осталось 5 минут, необходимо ввести код на отмену стирания информации». Код учащиеся получат путем ответа на тест (номера вариантов ответа записываются в поле программы и программа останавливается). Если учащееся не успевают, то появляется сообщение, что ученики не справились с заданием. (Код разблокировки 112321)
• Те, кто справился – молодцы, те, кто нет, тоже молодцы.
• Постановка проблемы - давайте проанализируем, что только что произошло. Кто может сказать, поднимите руку и предложите ваш вариант. Выслушать варианты ответов учащихся и обобщить: компьютер был атакован вирусной программой.
• Видите, Вы столкнулись с вирусной программой, но эта программа написана в образовательных целях и она безобидна, но другие компьютерные вирусы могут причинить серьезный вред вашему компьютеру (удалить ценную информацию, вывести его из строя).
• Постановка проблемы – Давайте узнаем, что такое компьютерный вирус, как он заражает компьютер?
3. Информационная минутка (6 мин)
• Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы 6удем говорить о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!). Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.
• Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями. (Лукин Вячеслав выступает с сообщением о разновидностях компьютерных вирусов).
4. Изучение новой темы (20 мин)
■ Понятие компьютерного вируса (презентация к уроку «Компьютерные вирусы»).
■ Пути проникновения вируса в компьютер.
■ Типы компьютерных вирусов (просмотр презетации).
■ Методы защиты от компьютерных вирусов (презентация к уроку «Компьютерные вирусы»).
■ Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.
• Что же представляет собой компьютерный вирус? И чем биологический вирус отличается от компьютерного? (учитель объясняет слайд 6-8).
•
• Что же общего между биологическим и компьютерным вирусами?
(учитель слушает объяснения детей слайд 9)
Вывод учителя: вирус биологический и вирус компьютерный обладают одинаковыми свойствами. Это компактность, простота, самокопирование, заражение и приносят значительный вред.
История компьютерных вирусов (слайд 10) (учитель показывает слайд)
Чем опасен компьютерный вирус? (учитель объясняет слайд 11).
- Признаки заражения компьютера (учитель слушает мнения детей слайд 12)
В результате заражения происходят следующие феномены, которые являются признаками заражения компьютера (они обусловлены деструктивными свойствами вирусов):
- некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;
- размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;
- на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;
- работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;
- некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);
- компьютер перестает загружаться с жесткого диска.
Что заражают вирусы? (учитель объясняет слайд 13).
Вирусы поражают прежде всего ехе и com файлы программ и не поражают текстовые файлы DOS (txt файлы).
Пути заражения компьютера вирусами (учитель слушает мнения детей и поясняет а слайде слайд 14-15)
Пути заражения компьютера вирусами:
1. через зараженные носители;
2. через компьютерную сеть.
Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт.
Зачем пишут вирусы? (учитель слушает мнения детей и поясняет а слайде слайд 16
Типы вирусов:
Учитель : О классификации вирусов вы узнаете самостоятельно, работая с учебником стр. 69-70 . (слайд 17)
Ребята, во время работы с текстом учебника вам необходимо заполнить таблицу, которую вы потом будете оценивать.
На основании проработанного материала делаем вывод (о классификации вирусов, учитель слушает учащихся и показывает слайды 17-26):
Компьютерные вирусы делятся на два основных вида: (слайд 17,26)
- По «среде обитания»
- По «степени воздействия»
К вирусам по «среде обитания» относятся: (слайд 17)
- Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлы до момента отключения компьютера или перезагрузки операционной системы.
- Макровирусы заражают файлы документов, например, текстовые. После запуска зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.
- Сетевые вирусы могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной паутине.
- Загрузочные вирусы поражают загрузочные сектора дисков. Инфицирование новых дисков происходит в тот момент, когда в зараженный компьютер вставляют новый диск или флешку и начинают с ними работать. После запуска остаются в памяти компьютера постоянно.
По степени воздействия вирусы бывают: (слайд 26)
· Безвредные
· Неопасные
· Опасные
· Очень опасные (Видеоролик)(нажать на картинку)
Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOS компьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS.
Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по E-mail. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал, так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров.
Физминутка. (нажать на слово «физминутка») (слайд 28)
Антивирусные программы. (слайд 29) стр.71-72
Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называют антивирусными.
Антивирусный комплекс: (слайд 30)
· Сканер
· монитор
(слайд 31)
Антивирусы - сканеры определяют наличие вируса по базе сигнатур, хранящей сигнатуры (или их контрольные суммы) вирусов.
(слайд 32)
Антивирусы – сторожа (мониторы).
(слайд 33) Учитель поясняет разновидности антивирусных программ
Учитель: Ребята, скажите, а какие ж методы борьбы с компьютерными вирусами? (слушает мнение учащихся)
Методы борьбы с компьютерными вирусами: (слайд 34)
1. Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки. Создание системной и аварийной дискеты.
2. Ограничение доступа к машине путем введения пароля, администратора, закрытых дисков.
3. Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.
4. Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети.
5. Применение антивирусных программ и обновление их версий.
6. Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.
Подписание договора о соблюдении правил защиты информации. (слайд 35)
4. Практическая работа: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Цель работы: научиться использовать антивирусную программу «Антивирус Касперского» для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения.
Задание: Проверить диск на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.
Ход практической работы:
1. Запустите программу Антивирус Касперского
2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (Е, С или А)
3. При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все - Удалить
4. Просмотреть статистику
- Подведение итогов.
Учащиеся считают количество набранных баллов и выставляют себе оценку.
Ребята высказывают свое отношение к уроку путем поднятия карточек.
6. Домашнее задание: §2.7, с. 69 - 72. (слайд 36)
1 уровень.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Что такое компьютерный вирус и троянская программа?
2. Укажите пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.
3. Какие типы компьютерных вирусов Вам известны?
4. Укажите основные признаки заражения компьютера.
5. Какие существуют методы борьбы с компьютерными вирусами?
6. Какие основные антивирусные программы Вы знаете?
7. Каким образом производится лечение зараженных дисков?
2 уровень.
Подготовить реферат на одну из тем:
1. Влияние компьютера на здоровье человека.
2. Влияние компьютера на зрение.
3. Антивирусные программы.
4. Виды вирусов и методы борьбы с ними.
3 уровень.
Провести исследовательскую работу:
3. Использование антивирусных программ для защиты компьютера.
· Рейтинг используемых программ;
· Способы обновления антивирусных программ;
· Статистика заражения компьютера вирусами;
· Рейтинг вирусов, которыми заражался компьютер.
|