Понедельник, 06.05.2024, 07:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Нестеренко Олеси Викторовны

Меню сайта
Олимпиады
Форма входа

Педагогическая концепция

МОЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ

 

«…Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!... »

А.С. Пушкин

            Мы живем в XXI веке – веке модернизации и внедрения инновационно - развивающих технологий, модернизации образования, что является мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором интеллектуального возрождения человека.

            Нельзя не отметить, что в настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования.  Для меня определяющим в работе является  быть созвучной времени, эпохе. Необходимо формировать у  ученика  способность к саморазвитию, к проявлению личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Сегодня мало быть просто учителем, надо быть новатором и деятельность свою акцентировать на:

Ø  стремлении к самосовершенствованию, путем непрерывного самообразования;

Ø  освоении, разработке и внедрении инноваций в образовательном процессе.

А это, в свою очередь, и приобретение навыков научно – методической и исследовательской работы, и освоение теоретических и практических навыков  по методам поиска новых педагогических и творческих идей, и занятие по разработке и совершенствованию инновационных форм и методов обучения, и активизация, и  педагогическое творчество и апробация результатов научно – методической работы.

Современные технологии – это и много, и мало. Сегодня, на мой взгляд, надо быть адаптированным, коммуникабельным, умеющим ориентироваться в информационном пространстве.

Я убеждена, что  невозможно стать профессионалом своего дела без стремления  к самосовершенствованию. Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога. Стремление к  самопознанию, поиск новых инновационных форм работы дает мощный толчок для творческой деятельности.

Я считаю  за честь отнести свой творческий  потенциал в «копилку деятельности» молодых и перспективных учителей, на которых возлагаются большие надежды!

Еще совсем недавно, обучаясь в магистратуре педагогического института, я знала, что научно – исследовательская работа, стремление постичь необъятные горизонты науки – смысл моей жизни. Я видела себя научным работником исследовательского института или как минимум - кандидатом математических наук… Судьба привела меня в школу! Я поняла, как здорово и как трудно быть настоящим учителем. Для меня эта работа не стала разочарованием, потому что я люблю свой предмет. Я люблю детей! Я должна сделать полезное и выполнить свою миссию!

В высшей школе я приобрела навык  научно – исследовательской работы, а самое главное у меня была возможность  активизировать свое научное творчество и апробировать научные результаты в педагогической работе.

 Сегодня, работая учителем в школе, я убедилась в том, что ученики, приобретая знания, не могут целесообразно применить их в практических ситуациях.

Именно это и побудило меня  к развитию в учениках творческих способностей, практического применения  приобретенных знаний. «Мало знать, надо и применять», - писал Гёте.

Моя  педагогическая деятельность с самого начала синтезирует в себе 2 аспекта:

v  научно – исследовательскую работу;

v  организацию учебно – воспитательного процесса.

 Я понимаю, что без усвоения новых требований к современному педагогу, ознакомления с многогранной работой  учителя как педагога, воспитателя, общественного деятеля, формирования профессионально значимых личностных качеств учителя (духовно – нравственных ценностей, педагогического мышления, творчества, культуры общения, педагогического такта), развития профессионально – исследовательской культуры, как одного из условий педагогического мастерства,  педагогического творчества и формирования профессионально педагогических умений и культуры научно – педагогического мышления невозможно овладеть педагогическим мастерством.

Все эти требования и обуславливают мою готовность к инновационной деятельности в сфере образования.

Готовясь к уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь математические законы или, постигая математику, обогащаться внутренне, развиваться умом все более постигая себя, стараться определить свое место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творческому, активному их применению.

Поэтому с первых дней работы в школе  я стала  заниматься  развитием функциональной грамотности школьников. Как научить детей использовать полученные знания в дальнейшей жизни, как соединить фундаментальное знание  с прикладными умениями и навыками? Еще Аристотель заметил, что «… ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Со временем проблема не утратила своей актуальности, более того, сейчас, в условиях модернизации образования одним из направлений является переход от знаниевой к компетентностной модели образования.

Компетентностный подход в образовании возник из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования ученик может воспользоваться вне школы. Учащиеся не умеют применять полученные знания в жизненных ситуациях, так как у них отсутствует опыт творческой деятельности. Наша школа с 2006 года работает над темой: «Развитие функциональной грамотности школьников и адаптация их в современных условиях».

Поэтому, я в своей педагогической деятельности выдвигаю на первый план решение следующих задач:

  • скоррелировать учебный материал в соответствии с психолого – педагогическими особенностями учащихся;
  • сформировать у учащихся умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Хотелось бы здесь отметить, что в условиях компетентностного подхода в образовании, теоретические знания, освоенные учащимися, становятся практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Научно-практическими основами моего опыта являются идеи И.А.Зимней о компетентности человека – как новом качестве результата образования, В.В.Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, а также идеи А.В.Хуторского об определении общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристики нового подхода к конструированию образовательных стандартов.

Для осуществления процесса обучения и реализации поставленных задач мною были отобраны педагогические средства:

1.    Формы учебных занятий – различные виды уроков (комбинированные уроки, урок-путешествие, урок-видео конференция, урок - игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукцион, урок-исследование, урок с применением компьютерных технологий,  мультимедиа).

2.    Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная, коллективная работа (в парах, группах).

3.    Методы и приёмы обучения – перцептивные (словесные, наглядные), гностические   (проблемно – поисковые, исследовательские) методы письменного контроля, методы и приёмы формирования интереса к учению.

 Особое внимание мне хотелось бы акцентировать на методе проектов.

 На мой взгляд, метод проектов - креативный и ориентированный на личность учащегося и является одной из форм организации познавательной исследовательской деятельности, направленной на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, приобретенные на уроке, а уметь применять их на практике.

Главным результатом учеников работы над проектом  я вижу - актуализацию имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

На современном этапе развития образования метод проектов трудно представить, не владея компьютерными технологиями, благодаря которым осуществляется высокий темп развития и совершенствования науки и техники.

            На мой взгляд, применение компьютерных технологий в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В связи с этим в процессе обучения я целесообразно применяю компьютер на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

II. Решение текстовых задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

III. Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, я создаю различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Классификации используемых мною уроков исходит не только из планируемых результатов обучения, но и из стадий процесса учебного познания (усвоения нового материала – формирования новых знаний и умений, их закрепления и систематизации, контроля и оценки полученных результатов). Каждому типу уроков в моей работе предложены формы.

I тип уроков. Уроки формирования новых знаний.

Формы уроков: уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-сказки.

II тип уроков. Уроки обучения умениям и навыкам.

Формы уроков: уроки-диалоги, уроки-исследования, практические работы.

III тип уроков. Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Формы уроков: интегрированные уроки, уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, уроки-соревнования, урок-аукцион, игровые уроки (КВН, "Что? Где? Когда?”, "Умники и умницы”, "Счастливый случай”).

IV тип уроков. Уроки проверки и учёта знаний и умений.

Формы уроков: уроки-викторины, уроки-конкурсы, творческий отчет.

V тип уроков. Комбинированные уроки.

Сочетание всех вышеперечисленных форм уроков, использование их в системе позволяет формировать стойкий интерес к предмету, развивать креативные навыки учащихся и способствует приобретению ими ведущих компетентностей учения.

Планируя форму проведения урока, его структуру, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, в первую очередь учитываю уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, их психолого-педагогические особенности.

Использование различных форм учебных занятий позволило мне скоррелировать возрастные группы учащихся в различные виды деятельности по уровням:

I  уровень - работа по образцу, репродуктивная деятельность без опоры;

II уровень - интерпретационный, продуктивная деятельность, проблемно-поисковая деятельность;

III уровень - творческий, перенос знаний в конкретную ситуацию.

Таким образом,  вид деятельности, основанный на дифференциации учащихся по уровню активности, апробирован и представляет собой систему последовательного осознания учащимися своих личных особенностей, реальных ценностей, освоения навыков социального взаимодействия, переноса фундаментального знания на конкретную жизненную ситуацию.

Очень важна в работе педагога обратная связь: как дети участвуют в процессе обучения? Я стремлюсь, чтобы мои ученики становились главными действующими лицами процесса обучения.

 Меня очень радует, что на уроках присутствует дух сотрудничества и сотворчества. Дети с удовольствием выполняют творческие задания, готовят рефераты, принимают активное участие в научных проектах  и научно – исследовательской работе.

Применяемая мною структура процесса обучения позволяет формировать учебно-познавательную и креативную компетентность учащихся, способствует устойчивому росту коэффициента результативности

Таким образом, основополагающие принципы моей педагогической философии -формирование у ученика способность к саморазвитию, абстрагированию мыслительной деятельности:

Ø  знание и грамотное использование современных инновационно – развивающих технологий, как способ развития функциональной грамотности;

Ø  развитие творческих способностей учащихся и активизации научно – познавательной и исследовательской деятельности путем заинтересованности и вовлечением их в творческие работы и научные проекты с использованием инновационных информационных технологий и научных достижений;

Функциональные вопросы моей педагогической философии раскрывают сущность моего понимания современного учителя, осуществляющего качественное обучение учащихся, основанное на развитии интереса и воспитании любви к дисциплине «математика».

И в заключении хотелось бы привести слова  П. Шелли: «Высочайшее назидание – это научить человеческое сердце самопознанию и самоопределению… и чем глубже это самопознание, тем человек мудрее, справедливее, искренне, терпимее и добрее».  


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz